ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Городское самоуправление

Городское самоуправление.

В 1699 г. в ходе первой городской реформы были созданы земские избы. До 1708 г. они подчинялись Московской ратуше, затем — губернским канцеляриям. Чебоксарская земская изба состояла из 2 бурмистров, в помощь к которым выбирался земский староста. Она осуществляла контроль за деятельностью кабацких, соляных, таможенных и других выборных лиц, за несением повинностей, учетом посадского населения, ведением судебных дел и др., но основной функцией являлся сбор налогов и пошлин. Например, в 1705 г. она организовала сбор десятой деньги с купцов гостиной сотни на жалованье драгунским полкам, участвовавшим в Северной войне, которую отвез в Приказ военных дел купец П. К. Игумнов.

В ходе второй городской реформы 1723—1724 гг. земские избы заменены городовыми магистратами, состоявшими из 2 бургомистров и 3 ратманов (советников), которые избирались из числа «граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных»178. В ведении магистрата находилось управление городом: уголовный и гражданский суд, административно—полицейские и хозяйственные дела, перепись горожан и мн. др. Реформа 1726— 1727 гг. ликвидировала некоторые из местных учреждений, упразднила Главный магистрат, а городовые магистраты переименовала в ратуши и подчинила губернаторам и воеводам. В 1743 г. Главный магистрат восстановлен, в 1744 г. Чебоксарская ратуша вновь переименована в магистрат.

Магистрат ведал сбором таможенных (до 1754) и других оброчных сборов и пошлин, занимался продажей товаров казенной монополии (соли, вина, табака), реализацией подрядов вина, хлеба и др. При нем состояли кружечный двор и соляные магазейны. В его административно-полицейские функции входила выдача отпускных паспортов, запись в сословие посадских людей и цехов, суд по гражданским делам, контроль за общественным порядком, отвод квартир под постой войск и др. Члены магистрата были обязаны являться на службу 5—6 дней в неделю, рабочий день длился с 6—8 до 14—16 ч. Бургомистры и ратманы избирались на 3 года, два земских старосты им в помощь — на год. Старосты работали на общественных началах, а чины магистрата получали хорошее жалованье (бургомистры по 120 руб. в год, ратманы — по 99,9 руб.). Общественными являлись должности рассылыциков: 6 годовых, 14 — полугодовых.

Созданный по реформе 1775 г. городской магистрат (2 бургомистра, 4 ратмана) перенял от прежнего судебные функции и часть административно-полицейских. Он участвовал в составлении ревизских сказок, занимался раскладкой налогов и сборов, зачислением в городские сословия, разбирал уголовные дела и др. При магистрате действовали сиротские суды, а с 1754 г. также низшие судебные органы — словесные суды. Словесный суд состоял из бургомистра и 2 судей (по одному от купцов и мещан), которые избирались на 3 года. Словесный суд разбирал споры о закупке и продаже товаров, денежных займах, найме помещений, фиксировал устные сделки купцов и др. Дела рассматривались по словесной жалобе истца в устной форме, судебный процесс отличался краткостью, решения выполнялись немедленно, апелляционной инстанцией служил уездный суд.

Реформа 1775 г. вместе со словесным судом сохранила институт городского старосты. Он избирался купцами на год, утверждался в должности городской думой; занимался сбором налогов, собирал и председательствовал на сходах купцов и мещан и др.

21 апреля 1785 г., в день своего рождения, Екатерина II подписала «Жалованную грамоту на права и выгоды городам Российской империи», которая предоставила городам права юридического лица, создала новые городские учреждения, расширила круг избирателей и закрепила основы самоуправления. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: купцов, цеховых, мещан и др. Они выбирали «общую градскую думу» (распорядительный орган), ведавшую вопросами городского хозяйства, избиравшую исполнительный орган — «шестигласную думу» во главе с городским головой. В 1790 г. общая городская дума Чебоксар состояла из 7 гласных: 3 от настоящих городских обывателей, по одному от купцов 2-й, 3-й гильдий, цеховых и посадских. В 1-й половине XIX в. роль распорядительного органа исполняло общее собрание городских сословий. Шестигласная дума состояла из 6 гласных: по одному от купцов 2-й, 3-й гильдий, цеховых и посадских людей и двух — от мещан. В начале XIX в. количество гласных уменьшилось до пяти: трех от мещан, по одному от купцов и цеховых. Шестигласная дума осуществляла надзор за порядком в городе, соблюдением правил торговли, распоряжалась городской собственностью, верстала городской бюджет (утверждался губернатором), занималась благоустройством города; была подотчетна губернскому правлению и МВД. Защищая интересы города, могла пойти на конфликт с местной властью. Так, в 1817 г. направила в губернское правление жалобу на городничего, который превысил свои полномочия, разрешив мещанину открыть трактир.

Бюджет города формировался за счет окладных (оброчные статьи) и неокладных (размер их не был известен заранее) доходов. В конце XVIII в. оброчных статей у города было немного: бывшие казенные Настасьинская и Колокольниковская мельницы, 3 кладовые под зданием магистрата и городской думы, места на торговой площади и др. Их количество выросло после 1800 г., когда Казанская палата гражданского суда разрешила городской думе взимать плату за землю под торговыми и промышленными заведениями, что затем утвердил 2-й департамент Сената. К неокладным доходам относились: установленный в 1785 г. 1-процентный доход от питейной торговли, взносы иногородних купцов за право торговли, плата с судовладельцев за ввод судов в устье р. Чебоксарки, выморочные имения мещан, штрафы с горожан и др. Долги по ним взыскивались с помощью городничего и гласных. Неиспользованные доходы поступали в запасной капитал, хранившийся в Казанском приказе общественного призрения. Специальные капиталы предназначались для конкретных нужд: например, в 1806 г. имелась сумма на постройку училища. В 1838 г. доходы составили 11558 руб., расходы — 11 300 руб., запасной капитал— 32 662 руб.

В 1-й половине XIX в. на покрытие дефицита городского бюджета по мирским приговорам с граждан собирались средства до 2000 руб. в год и более. При отсутствии денег в городской казне прибегали к займам. Например, в 1818 г. у казанского купца И.С. Ососова было занято 1,5 тыс. руб. В 1857 г. с разрешения министра МВД из запасного городского капитала потрачено 571,7 руб. на содержание городничего и его правления.

В начале 1860-х гг. доходы формировались за счет оброчных статей и сборов с городского имущества (63%), а также чрезвычайных сборов (с граждан при записи в городские сословия, от продажи городского имущества, взыскания недоимок и др. — 22,5%). Львиная доля бюджета расходовалась на содержание городского управления и полиции (54,4%), на благоустройство выделялось всего 2,3%.

Выборы в городское самоуправление проходили в узаконенном порядке: вначале горожане избирали городского голову, на следующий день под его председательством — остальных должностных лиц: бургомистров и ратманов в магистрат, городского старосту, судей словесного суда. Всех их утверждало губернское правление. Вступая в должность, они приносили служебную клятву во Введенском соборе (за это причт получал небольшую плату от города), принимали от предшественников дела (служебную библиотеку, текущий архив), денежную казну и казенное имущество. После утверждения должностных лиц городские сословия порознь выбирали гласных шестигласной думы. Вступая в должность, они распределяли между собой служебные обязанности; по истечении срока полномочий представляли денежные отчеты и передавали сменщикам находящееся на руках городское имущество и материалы. Гласные могли отлучаться в отпуск по торговым делам по очереди по взаимному согласию. Городской голова получал отпуск с разрешения губернского правления, на период отсутствия замещался старшим из гласных (от купцов). При болезни гласный подвергался медицинскому осмотру и при невозможности исполнять служебные обязанности заменялся кандидатом, имя которого стояло следом в баллотировочном списке.

До городской реформы 1870 г. дума утверждала избрание и контролировала деятельность главного должностного лица мещанской общины — мещанского старосты. Он избирался на год преимущественно из состоятельных и постоянно проживающих мещан, ведал всеми делами общины, представлял ее перед административными органами, собирал и председательствовал на мирских сходах. Его основной функцией была организация сбора государственных податей и контроль за исполнением различных повинностей. В этом ему помогали два помощника, избиравшиеся на полгода.

Городская дума и магистрат как равные учреждения не могли вмешиваться в дела друг друга, что не всегда соблюдалось на практике. Когда в 1819 г. магистрат встал на сторону кузнецов, отказавшихся платить налог на городскую землю, дума направила в губернское правление жалобу о превышении им полномочий. Однако чаще учреждения сотрудничали между собой: например, городская дума пользовалась юридической литературой из служебной библиотеки магистрата.

В 1818 г. создана квартирная комиссия (существовала до 1874 г.) в составе городничего и 2 депутатов (от городских дворян, купцов и мещан), 2 квартирмейстеров. В 1860-е гг. ее состав был иной: уездный исправник (президент) и 2 депутата (от купцов и мещан). Она отводила квартиры под постой военных и чиновников, контролировала очередность исполнения домовладельцами полицейской повинности, выдавала домовладельцам казенное квартирное пособие. Комиссия размещалась в помещении городской думы, чередуя с ней свои заседания по дням недели. Писец комиссии получал зарплату от городской думы. В 1-й половине XIX в. городовой магистрат, городская дума, сиротский и словесный суды, квартирная комиссия размещались в каменном общественном доме.

В 1796 г. в Чебоксарах стало вводиться ремесленное положение 1785 г. и объявлена запись в цеха (создавались при наличии пяти и более ремесленников одной специальности) для лиц, занимающихся ремеслами. Из числа купцов, мещан и разночинцев в мастера и подмастерья записалось только 24 чел. В 1797 г. после организационной работы, проведенной думой, в цехи записалось 66 чел. и создано 6 управ: столярная, кузнечная, каменная, скорняжная, кожевенная, плотницкая; в каждой из них были избраны управные старшины с двумя товарищами (заместителями). Для заседаний и общих собраний цеховых, хранения казны и документации отведена комната в здании магистрата. Каждая управа вела учет мастеров, подмастерьев, учеников и другую документацию. Решения общих собраний ремесленников должен был протоколировать присяжный маклер, который к тому времени имелся в городе. Первым ремесленным головой (по положению, он заботился о развитии ремесел и входил в шестигласную городскую думу как гласный от цеховых) был избран И.М. Визгин. Цеха существовали недолго: в 1807 г. ремесленный голова сообщал, что из-за малочисленности цеховых ремесленной управы в городе не существует.

Подобно чиновникам, лица городского самоуправления вступали в конфликт с законами. В мае 1775 г. в Казанском губернском магистрате разбиралось дело об избиении бургомистром Чебоксар М.М. Корепиным купца А. Багрова и оскорблении цехового Кнутова «неблагопристойными» словами. Губернский магистрат отрешил бургомистра от должности «за подерзание», распорядившись избрать на его место достойного человека.

Для решения общегородских дел собирались сходы граждан. В середине XVIII в. на них присутствовало 30—80 чел. (7—15% взрослого населения) из числа состоятельных граждан. Из-за плохой явки собрания нередко срывались. Так, 23 сентября 1799 г. городничий до 20 ч. просидел в ожидании собрания, назначенного на 16 ч., после чего оно было перенесено на следующий день. Основной помехой кворуму являлся отъезд купцов и мещан по торговым делам и на заработки. Скажем, в 1806 г. дума отказалась дать ход решению общего собрания из-за отсутствия на нем «первенствующих» купцов 2-й гильдии. Только после того, как через месяц они вернулись домой и проголосовали за решение, оно вступило в силу.

В случаях, когда сход не приходил к общему мнению, он созывался повторно. Нарушение порядка в ходе собраний пресекалось: в 1802 г. мещанин С.Ф. Мокин за буйство, крик и ругань на сходе был арестован полицией и неделю продержан на хлебе и воде197. В середине XIX в. дума созывала горожан на собрания через уведомительную повестку. Другим новшеством стало приглашение на городские собрания чиновников и дворян при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Граждане Чебоксар делегировали своего представителя в Уложенную комиссию 1767 г., созванную для разработки нового свода законов. Сначала депутатом был избран отставной регистратор А. Кокшанский, которого по болезни заменил купец Е.А. Ядринцев (около 1739—1795). Он получил наказ горожан с изложением нужд и требований, составленный выборными от купцов Ф.Д. Беловым, Ф.Й. Рязановым и М. Визгиным, а также челобитные и представления от цеховых, канцелярских служителей и содержащих ланд-милицию. В комиссии Е.А. Ядринцев поддержал предложения дворян о расширении их сословных привилегий в области суда и экономики, а также цивильского купца Ф.И. Полстовалова — об уравнении русских купцов в правах с иностранными и разработке законов по развитию внутренней торговли. После роспуска комиссии (1768) он вернулся к купеческим делам.