ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Иконостасы храмов и церквей

Иконостасы храмов и церквей.

Произведениями изобразительного искусства являлись и храмовые иконостасы. Иконостас Введенского собора тщательно исследован А.И. Мордвиновой. Он был возведен в середине XVIII века. Его высота почти 11 метров, ширина — 13. Грандиозность масштаба, ярко выраженные черты барокко, высокопрофессиональное исполнение резьбы и иконописи составляют уникальность данного иконостаса. В нем исполнены все элементы литургического круга, деисусный чин расположен на греческий лад над праздничным чином. «Верхний праотеческий ряд мог быть установлен только при наличии полного чинового состава: местного, деисусного, праздничного и пророческого. Такой иконостас получал предельную догматическую полноту — от бытия патриархов через пророчество и Благовещение к новозаветным событиям и, через настенные росписи, к грядущему концу света». Данный иконостас приставлен к восточной стене. Его вертикальная ориентация усиливается изображением святых из деисусного, пророческого и праотеческого рядов в полный рост. Крайние иконы вынесены на боковые — северную и южную — стены. Центральная часть иконостаса шириной в девять икон выдвинута почти на один метр вперед с восточной стены, вследствие чего «сложное, ломаное в плане сооружение усилило и без того богатую пластику резного декора глубокими впадинами по углам. Двери жертвенника и дьяконника оказались при этом на гранях, идущих под углом к основной части иконостаса». Резное Распятие «венчало иконостас и еще более усиливало движение вверх». В ширину иконостас имеет 17 икон (в большом деисусовом чине — 14 икон). Всего пять ярусов. «Барочная пышность резного декора, — пишет А.И. Мордвинова, — сочность и разнообразие природных форм — листьев, бутонов, цветков и гроздьев винограда, живость и мастерство, с каким они вырезаны, — великолепно организованы в целостную, стройную, грандиозную конструкцию алтарной преграды. Прямые линии карнизов четко прочерчивают горизонтали нижних рядов — местного и праздничного. Выше они теряются из-за крупных картушей, обвитых вьющимися листьями. Гладкие стройные колонны нижних ярусов сохраняют четкое членение иконостаса, но в верхней его части колонны приобретают винтообразную форму, богаче украшаются деталями и как бы поглощаются пространством. Это ощущение создается богатой пластикой верхних рядов, где горизонтали стираются динамикой и прихотливой игрой множества мелких и крупных позолоченных форм и перепадами света и тени».

Иконостасы храмов и церквей-001

Царские врата, составляющие центральную часть иконостаса и играющие исключительную роль в общем решении алтарной преграды, «имеют сложную многочастную композицию, состоящую из скульптурного рельефа, живописных вставок и пространственных разрывов между отдельными частями. Двухстворчатые врата с двухъярусным расположением рельефов начинаются от солен и завершаются на высоте местного ряда. Сень над ними поднимается еще на один чин — праздничный — и выходит на плоскость первого карниза. В пространстве между сенью и вратами подвешен диск с сиянием, в центре которого находится вырезанный из дерева и позолоченный голубь — Святой Дух». Плоскость царских дверей округло выдвинута вперед (характерный барочный прием). Более плоские и статичные фигуры святых, плотно заполняющих створки дверей, сменяются снизу вверх беспокойными растительными формами. На центральной оси дверей выделяется цветочная гирлянда. Между верхней и нижней группой святых и пышной вертикальной гирляндой цветов выступает профилированный карниз. «На плоскости царских врат изображены в два яруса сюжеты «Четырех евангелистов» и «Сошествия Святого Духа». В нижней части царских врат изображена группа из четырех евангелистов, сидящих попарно на каждой створке. «В группе апостолов верхнего ряда фигура Богородицы составляет главную композиционную ось. Все группы святых создают впечатление цельности, но силуэт каждого из них прорисован индивидуально и достаточно тонко. В облике и движениях есть сдержанность, но нет скованности, что говорит о работе мастеров хорошей школы... Схожи и типажи святых — несколько коренастых в пропорциях, крепких фигур, но с небольшими ручками и стопами босых ног». В композиции «Сошествие Святого Духа» по сторонам от фигуры Богородицы изображены 11 апостолов — по повествованиям евангелистов Матфея, Марка и Луки, а не 12, как в «Деяниях Святых Апостолов» А.И. Мордвинова считает, что в создании иконостаса Введенского собора могли участвовать, кроме местных, владимирские, костромские и вятские мастера.

Иконостасы храмов и церквей-002

Сравнение иконостасов.

А.И. Некрасов относит к XVIII веку и иконостасы Предтеченской церкви и Воскресенской церкви. Сравнивая иконостасы Введенского собора и Предтеченской церкви, он указывает: «Еще более асимметрии и движения в праздниках иконостаса Предтеченской церкви; достаточно сравнить две иконы Сошествия Святого Духа в соборе и Предтеченской церкви; в иконах последней все несколько сдвинуто, даже центральная фигура Богоматери посажена вкось (в 3/4) на пышное рокайльное кресло; апостолы потеряли иератическую неподвижность. Отметим оживленную жестикуляцию рук и особенно у апостола в переднем плане слева обнаженную до колен ногу. Тот же мотив мы встречаем в воскрешении Лазаря, где последний, наперекор традиции, изображен не в виде спеленутой мумии, а сидящим в коротком развевающемся одеянии с перекрещенными, опять-таки обнаженными ногами. Но, в общем, основная линия развития чужда как воинственной строгости, так и легкомысленной игривости». В данном иконостасе сохранились элементы от более старого иконостаса: растительный орнамент — разрезные закрученные листья и виноградные лозы, со слабыми зачатками «утного» орнамента. «Но гирлянды виноградной лозы, украшающие его пилястры, моделированы много сочнее; кроме того, иконостас украшен фигурной резьбой, по верху растянута многофигурная группа Распятия с предстоящими, а царские врата заполнены в верхней части сценой Благовещенья, внизу же симметрично расставленные евангелистами. Скульптура имеет примитивно-чувственный характер. Коренастые приземистые фигуры довольно сочно моделированы, но как бы зажаты между двумя параллельными плоскостями, отчего сохраняются общий характер распластанное, несколько распухший, но пока не способный к движению».

Иконостасы храмов и церквей-003

Иконостас Воскресенской церкви был оформлен в конце XVIII века. Он более ясен и легок, «кажется завозным и чуждым местному искусству. Это неожиданно возросший на почве Чебоксар оранжерейный цветок придворно-дворянского искусства — чистого классицизма. Царские врата прекрасных пропорций, так же, как и фланкирующие колонки с коринскими капителиями, изящные антаблементы, умеренно тонкие рамки, лишенные витиеватых украшений... Скульптурные ангелы с пухлыми кукольными головами на вытянутых вперед шеях. Одежды их напоминают несколько современные нам: спереди до колен, спускаются сзади двумя пузырями до самого пола, а между ног образуют глубокую складку. Облака изображены в виде зигзагообразной змейки из золотого шеста. Одно крыло опущено, другое поднято. В их откровенной кукольности есть что-то от наивного примитива». А.И. Некрасов считает, что иконостас Воскресенской церкви служил образцом для Воздвиженской церкви и других храмов Чебоксар.

Иконостасы храмов и церквей-004

Ценными памятниками церковного искусства являлись особо чтимые иконы. Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий, в июле 1555 года по пути в Казань освятивший место будущего Чебоксарского кремля, подарил основанному им собору Введения Богородицы икону Владимирской Божьей Матери, ставшую городской святыней. В XVIII веке оригинал иконы был передан Владимирской церкви Сретенского монастыря, а в Введенском соборе была оставлена копия. «Эта икона древнего письма, в серебряном позолоченном окладе; риза на Богоматери и Богомладенце унизана жемчугом и дорогими каменьями». Ее размеры 24,5x31 сантиметр. А.И. Некрасов в 1930 году определил, что эта икона — середины XV века, Дионисевского периода, «несомненный образец Рублевской иконы. Она была привезена в Чебоксары Гурием из Москвы. В иконе поражают яркие и в то же время гармонические краски. Темно-лиловый мафорий (покрывало) падает с головы на плечи Богоматери; из-под него видна голубая повязка с сильными светлыми (белыми) переливами, производя впечатление шелковых тканей. Густота цветов не производит впечатления тяжести. Еще более того плавно и воздушно написан лик светлыми зеленоватыми, желтыми и розовыми то-нами... Другая особенность иконы: отсутствие в собственном смысле слова контура, черты; красочная плоскость заканчивается естественным своим периметром, линией, границей краски. Между тем эта линия нарочито грациозна, образуя сводоподобные кривые лекала. Ясности и жизнерадостности красок и плоскостной проекции форм соответствует и изысканность их структуры и пластичности. Голова Богоматери сильно и подчеркнуто наклонена из шеи почти прямой, а шея младенца выдвинута, чем достигается известный энтузиазм движения. Маленькие, тоненькие носики, губки бантиком и чуть приподнятые брови того и другого добавляют аристократическую изысканность идеала человеческого лица. Глаза Богоматери, узкие и несколько глядящие вверх, как бы томные, еще звучат долей того лиризма, который заложен во взоре ангелов прославленной Троицы Рублева. Радостно и светло очерченные нимбы дополняют впечатление от иконы». К числу достопримечательностей Введенского собора относилась также икона «Введения в храм Пресвятыя Богородицы», на которой чеканная серебряная под золотом риза весом пуд шесть фунтов; такой богатой иконы в других церквах города нет».