ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Обучение и образование населения посада

Обучение и образование населения посада.

Обучение грамоте. В XVIII веке, как и в XVII столетии, даже после открытия малого народного училища в Чебоксарах в конце века, дворяне, чиновники, духовенство, некоторые посадские люди обучали своих детей дома сами или же посылали их в своеобразные «домашние школы» мастеров и мастериц, в качестве которых выступали дьяконы, дьячки, пономари, псаломщики, подьячие, канцеляристы, подканцеляристы; мастерицами трудились грамотные жены духовных лиц и чиновников, или же их дочери. Можно предполагать, что самодеятельная «школа» для сыновей духовенства Чебоксар и уездов Чебоксарского духовного правления могла быть в Троицком монастыре, а их дочерей в Николаевском женском монастыре. «Школы» мастеров и мастериц были во всех уездных городах. Дети, в соответствии с договоренностью между мастером и родителями ученика, учились на дому у мастера. Обучали детей в два этапа: «сначала учили чтению.

На первом этапе обучаемые осваивали три книги — азбуку, часослова и псалтыря». За обучение по азбуке требовалось платить до двух рублей, по часослову — три рубля и иногда больше, за псалтырь — четыре-пять рублей. Кроме платы денег, родители учеников обязаны были приносить мастеру угощения (натурой). На втором этапе детей учили письму. Буквы писать начинали по окончании чтения псалтыря. За обучение письму также была установлена такса. По такой же методике, надо полагать, обучали грамоте своих детей чиновники и духовные лица.

Обучение и образование населения посада-001

Петр I заботился об обучении, прежде всего дворян и их детей, направлял их на учебу за границу, открывал в столицах навигационные школы, губернских и некоторых уездных городах школы цифирные, математические, арифметики, геометрии, основал первую гимназию при Российской академии наук. В казанских математических школах, нижегородской цифирной школе, даже в московских и петербургских школах могли обучаться сыновья отдельных чебоксарских дворян. Однако документы о таких учениках не известны. В дальнейшем гимназии и духовные семинарии появились в губернских городах. Казанская духовная семинария была открыта в 1723 году. В ней действовали все семинарские классы — русского и старославянского языка, фары, инфимы, грамматики, синтаксиса, пиитики, риторики, философии, богословия. В семинарии в течение 12—14 лет учились сыновья духовенства губернии, в том числе, разумеется, и города Чебоксары. В Нижнем Новгороде в середине 1720-х годов были открыты для детей духовенства губернии Букварная, Славяно-Российская и Эллино-Греческая школы. В 1737 году они были преобразованы в Нижегородскую духовную семинарию. В ней учились сыновья духовенства городов и уездов губернии, в том числе из Алатыря с уездом, Курмыша с уездом, Ядрина. В эту семинарию через родственные связи могло поступить самое малое число сыновей чебоксарского духовенства. В 1758 году открылась Казанская гимназия, до этого года находившаяся в подчинении у Московского университета. В 1788 году, когда открыли Казанское главное народное училище, гимназия временно слилась с ним, но в 1798 году была восстановлена. Дети чебоксарских дворян, чиновников и богатых купцов, более или менее способные, обучались в Казанской гимназии. Главное народное училище в Нижнем Новгороде было открыто в сентябре 1786 года (принято 29 учеников из купцов и 151 мальчик из мещан). В сентябре 1782 года по распоряжению Екатерины II была организована Комиссия об учреждении народных училищ в Российской империи, которая подготовила «Устав народных училищ», утвержденный 12 августа 1786 года. По уставу в губернском центре открывалось одно главное народное училище в составе четырех классов с годичным курсом в каждом из трех низших классов и двухгодичным — в четвертом (всего шесть преподавателей). «Малые парадные училища должны были существовать в губернских городах сверх Главного училища и по одному в уездных городах. Курс в них равнялся двум младшим классам Главных училищ, а число учителей — один на класс». Чебоксарское малое народное училище открылось 30 августа 1789 года. Оно помещалось в каменном здании и содержалось на средства городского общества. Школа имела два класса: в первом обучались чтению и краткому катехизису, письму, арифметике и «Книге о должности человека и гражданина». Мысли, внушавшиеся в этом сочинении, характеризуют социальную направленность образования. Книга требовала безоговорочного подчинения гражданина светским и духовным властям. Учитель школы получал жалованье смотрителя народного училища — 150 рублей в год. В конце XVIII века смотрителем был богатый купец Василий Клюев. Кроме того, на содержание школы городская дума отпускала по 170 рублей в год. В первом классе обучалось 29, во втором — 32 учащихся. В числе учащихся было детей: дворян — 4, купеческих — 7, мещан — 34, чиновничьих — 3, унтер-офицерских и солдатских — 6, птичьих помытчиков — 2, дворовых людей — 5. Следовательно, состав училища был пестрым, но в нем детей крестьян, которых в городе состояло немало, не оказалось. Подытоживая, следует сказать, что в Чебоксарах в XVIII веке грамотными были чиновники, священнослужители и церковнослужители, многие дворяне, значительная часть купцов, небольшая часть цеховых, рядовых посадских людей (мещан), дворовых людей и низших военнослужащих. Из городских крестьян грамотных не было.

Обучение и образование населения посада-002

Канцелярские принадлежности.

Для канцелярских нужд применялась специальная писчая бумага. Для нанесения письма применялось гусиное перо. Применяли специально сделанные чернила, которые варились из дубовой коры, сюда добавлялась соль и ржавчина, это субстанция хорошо закреплялась на бумаге и не выгорала на солнечном свете. Также для письма использовали варево из медного купороса, которое давала чернилам зелёный цвет. В XVIII века по распоряжению Петра I в канцелярских делах были отменены записи свитками, было приказано пользоваться специальными тетрадями (их формат очень близок к настоящему А4) в этих тетрадях запись можно было вести с двух сторон листа. Подобное нововведение существенно сократило количество используемой бумаги, кроме того места в канцелярии для хранения начертанного значительно уменьшилось, так как объём записей вмещался более лучше.

Обучение и образование населения посада-003

В воеводской канцелярии и других органах управления и суда Чебоксар имелись экземпляры Соборного Уложения 1649 года, служившего основным судебником вплоть до 40-х годов XIX века, рукописные и печатные сборники царских указов, другая официальная литература, архивные фонды этих учреждений. В библиотеках монастырей, соборов и приходских церквей содержались рукописные и печатные книги религиозного и духовно¬нравственного содержания. В середине XVI столетия в Москве, в царской типографии, зародилось русское книгопечатание. Но размножение рукописных книг продолжалось и в XVII веке. Книги, изданные до 1710 года, называются старопечатными. После внесения Петром I в 1708—1710 годах исправлений в русский алфавит начинают издаваться новопечатные книги. В библиотеках культовых учреждений Чебоксар имелись экземпляры Библии, Евангелия, богослужебных книг — Апостола, Пролога, Часослова, Служебника, Требника, Охтиоха, Псалтыри, кодекса церковного суда — Стоглава, Азбуки, Букваря Кориона Истомина конца XVII века, новых Букварей, изданных в XVIII столетии, религиозная, учебная, нравоучительная литература XVIII века. В них хранились летописи соборов и церквей. В библиотеке Покровской церкви хранится синодик с записями XVII—XVIII веков. В Национальный музей Чувашской Республики еще в начале 30-х годов XX века из Вознесенской церкви поступило Евангелие 1681 года с киноварными заставками на золотом фоне. На книге вязью сделана надпись «Построилъ сие Евангелие посадской человекъ Петръ Матвеевъ къ церкви Вознесения во граде Чебоксаръ лето 7189... Чеканилъ Семенъ Семеновъ». В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1685 года, Месяцеслов 1713 года. Евангелие, изданное в конце XVIII века и хранившееся в Успенской церкви, весило один пуд 30 фунтов.