ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Городское хозяйство в Чебоксарах

Городское хозяйство.

Положительные результаты, достигнутые в развитии экономики и бюджета города, позволили увеличить расходы на жилищное строительство, городское коммунальное хозяйство, проведение санитарных работ, содержание мостов, тротуаров и других общественных мест.

Благоустройство осложнялось холмистым рельефом местности. Речки Чебоксарка, Кайбулка и овраги разделяли город на пять частей. Пути сообщения были крайне затруднены, так как мосты имелись только в центральной части города. Долгое время Чебоксары жили без генерального плана. Городская черта была оформлена в 1927 г. Площадь города к этому времени составляла 1657,77 га. Только в сентябре 1931 г. был заключен договор между Чебоксарским горсоветом и Ленинградским отделением Государственного института по проектированию городов (Гипрогор) о выполнении работ по планированию Чебоксар. В начале 1932 г. Гипрогор разработал основные задания и составил схему планировки города. Но по целому ряду причин научно-технический совет Наркомата коммунального хозяйства РСФСР (протокол от 19 мая 1932 г.) признал необходимым переработать их. С середины 1932 г. планировкой города занимался Горьковский крайпрогор. Работа затягивалась: шло уточнение, распределение территории, составление рабочих проектов, планировка отдельных районов, кварталов, улиц. К маю 1934 г. были приняты проект планировки города и схема распределения территории, составленные с учетом местных природно-географических условий, социально-экономических факторов, влияющих на развитие города (увеличение количества промышленных предприятий, расширение транспортной схемы, сети культурно-просветительских и учебных заведений и т.д.), и роста населения с 22 тыс. чел. до 35 тыс. чел. в 1935 г.

Концептуально Чебоксары рассматривались не только как административно-политический и культурный, но и будущий крупный промышленный центр. Намечалось, что юго-восточный район, где предполагалось расселить две трети населения города, будет обслуживать основные промышленные предприятия и все центральные административно-политические и культурные учреждения; а западный район, расположенный вдоль р. Волги, — швейную фабрику и больничный городок. В западном районе было предусмотрено строительство центрального парка культуры и отдыха. Под административно-политический и культурный центр отведен участок между речками Чебоксаркой и Кайбулкой, т.е. район существующих ныне улиц К. Маркса, Ленинградская, Урицкого и Ярославская. Этот сектор в северной части упирался в залив, где планировался пассажирский речной порт, один из наиболее архитектурно выразительных элементов города. В начале 1935 г. схема архитектурно-художественного оформления Чебоксар была вынесена на общественное обсуждение.

На работы по составлению проекта генерального плана города, детальной планировки центрального и привокзального районов, проведение гидрогеологических исследований потрачено 263 тыс. руб. По прогнозам, к концу 1942 г. население города должно было вырасти до 100 тыс. чел.

На 1939 г. Чебоксары имели территорию площадью 1639 га, что сдерживало новое строительство. В соответствии с генеральным планом в городскую черту были включены земли 11 прилегающих деревень Чебоксарского района: Набережная, Якимово, Банново, Соляное, Кнутиха, Будайка, Усадки, Заводская, Рябиновка, Новоилларионово, Сосновка, дополнительно — Кошкино, Завражная65. В том же году в Чебоксарах было организовано 3 районных совета: Ленинский в составе 44 улиц, Кировский — 25 и Чапаевский — 30.

К 1 января 1929 г. в ведении горсовета имелось 102 домовладения с полезной площадью 17 тыс. кв. м. В течение года их количество увеличилось на 10 (310,1 кв. м) за счет покупки и приема домов от бывшего Лесгаза и Наркомфина, 2 дома снесены. Эти 110 домов распределялись следующим образом: под квартиры — 72, казармы — 1, культурно-просветительские учреждения — 13, организации — 16, смешанное пользование — 8. Изношенность зданий достигала 95 %. Они размещались в старой части города на улицах Ленина (ныне Нижегородская), Урицкого, Р. Люксембург, Чернышевского, Калинина и др. Дома были деревяннорубленными, однодвухэтажными, без водопровода, канализации, с печным отоплением. Нижний венец укладывался на деревянные столбы (стулья), в лучшем случае строили каменный (кирпичный) фундамент. Из-за недостатка кирпича фундаменты большей частью были столбчатыми с деревянным заборником.