ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Этно-конфессиональный состав

Этно-конфессиональный состав.

В XVIII—XIX вв. город оставался русским, местное население было представлено переселившимися крестьянами. Так, в 1806 г. среди разночинцев были учтены 22 семьи ясачных крестьян, из них две названы чувашскими. Представители коренного населения имелись во всех городских сословиях. Скажем, купец Т.Спиридонов происходил из ясачных крестьян д. Туруново Козьмодемьянского уезда. Чувашские крестьяне нанимались на заводы, на работы по уборке города, в церковные сторожа (по совместительству —звонари) и др. На существование межэтнических семейных связей указывают факты усыновления горожанами крестьянских детей. Скажем, в 1723 г. у посадского К. Кожевникова проживал приемыш-новокрещенец, в 1721 г. в семье скорняка П.А. Шитова — чувашский «новокрещенский сын» Алексей. К середине XIX в. среди горожан было немало обрусевших татар, чувашей, марийцев.

Чувашские крестьяне были влюблены в Чебоксары, где встречали радушный прием, поскольку достаток горожан зависел от торговли с ними. В 1-й половине XIX в. указывалось, что почти все горожане знали чувашский и марийский языки. Даже женщины и дети старались изучить «язык, нрав и обычай чуваш». По словам современника, чуваши выделяли Чебоксары среди других городов: «Цывиль кород не кород, Кускодемьян — кород не кород, Казань правда кород, до самой лучше лавка подешь, лыка, мочала не найдешь. Чуксар так всем кородам кородок, калач-то мало кусашь, много жуешь, а в Казань — много кусашь, мало жуешь». Чувашский историк С.М. Михайлов писал: «У чуваш есть поговорка в похвалу городу Чебоксарам: «Куська (Козьмодемьянск. — Авт.) корот — не корот, Чабаксар корот так корот: есть там сусло и табак, и колачи корачи», объясняя, что чебоксарские торговки продавали чувашским крестьянам горячее сусло вроде шербета, а жители не запрещали в своих домах курить махорку. С легкой руки К.Ф. Фукса, который в 1831 г. назвал Чебоксары «как бы чувашской резиденцией», за городом прочно закрепилось ироничное прозвище чувашской столицы.

Ревизия 1744 г. зафиксировала в городе 6 новокрещенцев, трех поляков, по одному калмыку, черкашенину (ссыльный украинец), шведу. Малороссияне регистрировались в городе вплоть до 1840-х гг. (в 1774 г. — 5 чел. муж. пола, в 1800 г. — 11, в 1811 г. — 6 и др.). В 1859 г. в чебоксарское купечество записалось цыганское семейство купца 3-й гильдии г. Слободской Вятской губернии И.Я. Лагунова из 26 муж., 30 жен.

В подавляющем большинстве жители Чебоксар были православными. Незначительную долю (около 2%) составляли старообрядцы, чьи позиции были традиционно сильны в Среднем Поволжье. К примеру, в 1780 г. по царскому указу для определения в чебоксарское мещанство были присланы муж с женой из беглых помещичьих крестьян Суздальского уезда, скрывавшиеся в скитах Нижегородчины. Чебоксарская старообрядческая община направления поповщины сформировалась, вероятно, в середине XVIII в. Она была хорошо организована, вела активную миссионерскую деятельность, в т.ч. среди крестьян окрестных деревень, имела тесные связи с единоверцами из Казани. Ее члены служили по дониконовским книгам, сами исполняли таинства, каялись друг другу, вступали в брак по благословению родителей, получали имена от повивальных бабок, ели и пили из особой посуды, которую вместе с иконами возили при поездках.

Численность общины колебалась незначительно: в 1782 г. — 88 чел. (42 муж., 46 жен.), в 1841 г. — 85 (34 муж., 51 жен.), в 1859 г. — 69. В ней были представители разных групп и сословий: в 1762 г. 11 семей купцов и 6 —цеховых, в 1782 г. — 14 купцов, 62 мещан, 3 однодворца, 9 экономических крестьян. «С давнего времени» в городе существовала деревянная старообрядческая часовня, закрытая властями в 1850-е гг.

Переход в раскол считался преступлением. С 1714 г. старообрядцы платили двойную подушную подать (отменена в 1782 г.). Между православными и раскольниками случались конфликты на экономической и идеологической почве. В 1766 г. последние жаловались в Свияжскую воеводскую канцелярию на поборы и притеснения со стороны магистрата, после чего она взяла их под свое управление. В 1767 г. уже купцы писали, что раскольники не исполняют городских служб и не платят податей, требуя выслать их из города. В 1800 г. причт Рождественской церкви с миссионерской целью посетил дом старообрядца, мещанина Д.П. Огашкина, что закончилось перепалкой и потасовкой. При вступлении в выборные должности старообрядцы принимали служебную присягу в городской думе, а не в церкви.

Имелись единичные представители других конфессий. Например, в 1795 г. в Чебоксарах крестился католик, француз капитан Я. А. фон Палис. В 1867 г. в городе проживало 8 иудеев (евреев) и 10 католиков.