ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Церковное управление

Церковное управление.

В начале XVIII в. в границах Чебоксарского уезда функционировал церковный заказ, объединявший 18 приходов. После 1739 г. были созданы коллегиальные учреждения — духовные правления, подчиненные Казанской духовной консистории. В их обязанности входило проведение следствий по распоряжениям консистории, рассылка ее распоряжений и контроль за их исполнением, сбор и представление отчетов от церквей и др. В 1772—1784 гг. Чебоксарское духовное правление (протопоп, два приказных служителя), управляло 81 церквами Чебоксарского, Царевококшайского и Цивильского уездов. С 1851 г. до своего упразднения в 1860 г. оно размещалось в старом здании духовного училища.

Церковная реформа 1721 г. превратила церковь в часть государственного аппарата. Духовные власти Чебоксар участвовали в христианизации нерусского населения, что вызывало протест с его стороны. Так, в январе 1744 г. группа чувашских крестьян во главе с О.Томеевым вошла в город, осквернила Михайло-Архангельскую церковь и била в колокол. Приходские священники составляли ведомости лиц, не бывших на исповеди, на которых накладывался штраф. Судя по ним, в 1765—1773 гг. исповедь по разным причинам пропустили 40 чел. (в т. ч. 9 купцов, 1 цеховой, 20 посадских), которые были оштрафованы на 49 руб.

В начале XVIII в. в Чебоксарах было 10 церквей (в т. ч. 2 монастырские), около 50 представителей клира, кормившихся подаянием мирян. Исключение составлял причт Введенского собора, который до 1720 г. получал годовое государственное денежное и хлебное жалованье. После 1720 г. за ним было оставлено хлебное жалованье и вотчина в д. Протопопиха. В 1842 г. приходское духовенство стало обеспечиваться казенным жалованьем. К концу XVIII в. количество церквей увеличилось вдвое: 1 кладбищенская, 6 монастырских, 10 приходских (из них по второму храму имели Михайло-Архангельская, Христорождественская, Вознесенская). Наряду с горожанами, их прихожанами состояли жители окрестных деревень: в 1871 г. — 1452 чел. муж. пола (48,1%), в т.ч. 359 — нерусских крестьян (11,9%). В конце 1840-х гг. закрыты Христорождественский и Михайло-Архангельский приходы (восстановлены в 1890-е гг.). В 1782 г. духовенство города насчитывало 57 муж., 22 жен.

В середине XVIII в. Преображенскому монастырю принадлежали с. Русская Сорма, деревни Подгородная слобода и Голодяиха Чебоксарского уезда, самому крупному Троицкому — 6 деревень, впоследствии слившихся с городом (Набережная, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовка, Завражная). В 1764 г. в Чебоксарах были упразднены оба женских и Сретенский мужской монастыри, Троицкий причислен к 3-му классу штатных монастырей, Геронтьевская пустынь переведена в разряд сверхштатных (на самообеспечение) и в 1838 г. упразднена.