ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Церковные и религиозные праздники

Церковные и религиозные праздники.

Для общественного быта горожан XVIII века были характерны предрассудки, суеверия, нелепые поверья. По русским суевериям, человеку, вышедшему из дома, неуспех дела предвещали: «встреча на улице с попом, рыжим монахом, косым нищим, старой девушкой, с похоронной процессией, с пустой телегой или с человеком, несущим пустую корзину». «Вредность» такого происшествия можно было уничтожить, если быстро вернуться домой, переодеться в другую одежду и вновь пойти по тому же делу; а если это случилось далеко от дома, то незаметно для встречного нужно было бросить железную булавку или гвоздь. Путнику на телеге или санях перебежит заяц — будет беда. Надо остановить экипаж, быстро обойти три раза лошадь с упряжью. Если ворон сидит на крыше жилого дома и, каркнув, полетит к церкви, то в доме кто-нибудь умрет. «Если собака на дворе воет, подняв голову вверх, — жди пожара; если начнет выть, смотря в землю, случится дома беда; если при вытье царапает когтями землю — предсказывает зло на свою собачью голову». Если воробей, галка, ласточка влетит в комнату, предстоит большое несчастье. «По пятницам не следует начинать какое-нибудь новое дело, иначе все дела предстоящей недели будут пятиться назад... В ущерб луны нельзя стричь волосы и ногти — здоровья убавится... Нехорошо встать с постели левой ногой — удачи целый день не будет... Через порог не здоровайся и не прощайся — поссоришься... Не желай удачи рыболову, охотнику, грибнику — получится наоборот... За стол тринадцатый не садись — дурное к себе присадишь... Во время грозы и особенно градовой тучи некоторые... выбрасывали из окон на улицу или на двор сковородку, ухват, кочергу, косу, надеясь этим «утешить» грозу...» «Наговор», «порча», «сглаз» становились предметом судебного разбирательства.

Церковные и религиозные праздники-001

На торговой площади находился кружечный двор, занимавшийся заготовкой по подрядам и продажей через кабаки хлебного вина, крепкого меда и пива. Кабаки (питейные дома) являлись местами повального пьянства, часто и блуда. Некоторые посетители кабака пропивали все деньги, состояние или вещи. С торгом были связаны торговые (платные) бани. Ими пользовались не только приезжие, но и местные жители. Такие бани были общими для мужчин и женщин. Только в середине XVIII века специальный указ Сената запретил мужчинам и женщинам париться вместе, после чего городские власти стали назначать разные дни для пользования банями мужчин и женщин. Устав благочиния 1781 года «запретил в такие дни даже вход в баню лицам другого пола».

Регулирование жизненных процессов.

В регулировании жизни горожан, защите власти, поддержании нравственных устоев, сохранении душевного спокойствия, утешении бедных и нищих, лечении больных добрым словом, духовном и нравственном воспитании граждан, утверждении десяти заповедей библейских важную роль играла православная церковь. Введенский собор являлся центром не только религиозной жизни, но и политических мероприятий. В нем проводили обряд смены воевод, принятие горожанами присяги в верности воцарившемуся монарху, оглашение правительственных указов. Последнее также оглашалось во всех городских церквах, а также на торговой площади. Церкви совершали обряды православного таинства: крещения ребенка, причащения (верующие принимали в церкви хлеб и вино — «тело и кровь Христа»), священства (возведение того или иного лица в сан священнослужителя), покаяния (исповедь — признание верующим грехов перед священником, который «отпускал» грехи от имени Христа); с начала XVIII века введена обязательная для всех прихожан регулярная (не менее одного раза в год) исповедь, миропомазания (наделение верующего божественной благодатью путем смазывания его лба, глаз, ушей и других частей лица и тела ароматическим маслом — миррой), брака (венчание) и елеосвящения (очищение больного от грехов путем смазывания его лба, щек, губ, рук и груди освященным оливковым деревянным маслом — елеем и чтения молитвы). В церквах отпевали покойников. С 1722 года в обязанности церквей возложена регистрация в метрических книгах рождения, венчания и смерти православного населения страны. В церквах проходили праздничные, воскресные и повседневные службы — благовесты, которые посещали горожане и приписанные к городским церквам жители окрестных селений. В XVIII веке благовестами начали отмечать, наряду с церковными праздниками, все замечательные события — получение известия о победе русских войск, приезд в город почитаемого лица и т.п. В начале XVIII века посещение прихожанами ежедневной церковной службы стало не обязательным. На церковные службы прихожане собирались под колокольный звон. К обычной церковной службе звонили в один колокол, к праздничной — во все колокола. Перезвон множества колоколов давал очень красивые ритмы и сочетания звуков. Церковная служба оказывала на верующих сильное эмоциональное воздействие. В церкви мужчины стояли отдельно от женщин. Для многих церковь была обычным местом встреч для обмена мнениями и новостями.

Церковные и религиозные праздники-002

Основные Православные праздники.

При участии почти всех горожан отмечались основные православные праздники, в их числе двунадесятые, пасхальные и великие:

  • Рождество Христово (25 декабря по старому стилю),
  • Крещение Господне — Богоявление (6 января),
  • Сретение (2 февраля),
  • Благовещение (25 марта),
  • Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим за семь дней до Пасхи),
  • Пасха (воскресение Христа, по лунному календарю весной),
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи),
  • Троица, или Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи),
  • Преображение Господне (6 августа),
  • Успение Богородицы (15 августа),
  • Рождество Богородицы (8 сентября),
  • Воздвижение креста Господня (14 сентября),
  • Покров Богородицы (1 октября),
  • Введение во храм Богородицы (21 ноября).

В честь этих праздников во всех церквах совершались торжественные богослужения. На Крещение (Богоявление) и Пасху совершались крестные ходы. Древнеславянский народный праздник Масленицу, посвященную проводам зимы и встрече весны, православная церковь включала в свой праздничный календарь как «мясопустную неделю» перед Великим постом. Особенно торжественно праздновали чебоксарцы Рождество Христово, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу. В эти праздники проводились веселые и продолжительные гулянья, взаимные посещения, игры, катания на лошадях. П.С. Попов сообщает об особых молениях и праздниках в Чебоксарах: «...Ходят отсюда (то есть из Чебоксар) на так называемый Фомин ключ, верстах в шести от города, где делают поклонение святым иконам, поставленным в часовне при роднике и ставят много свеч, которые с огарками собираются в пользу церкви Вознесенской в городе пудов до двух... Они (посетители) привозят хлеб и калач, вино и квас. После моленья часть бросают и льют в родник, а прочее употребляют сами. Взамен же берут с собою родниковую воду, находя ее лечебною в болезнях. С таким же расположением посещается горожанами часовня с иконою Николая Чудотворца в четырех верстах от города при деревне Новое Ларионово или Новое село, где по преданию была будто бы церковь, на месте которой ныне часовня, куда приглашаются и священники для молебнов и водосвятия. В религиозном отношении здесь в городе замечательно и то обыкновение, что накануне храмового праздника каждой церкви бывает после вечерни молебен Богородице, для которого начинается благовест с двух или трех часов пополудни и продолжается нарочито до времени обыкновенной вечерни. К молебну сходится духовенство и из других приходов и стекается очень много народа. В ознаменование праздника у той же самой церкви, где бывает с вечера молебен, к самой утренней начинается благовест ранее и прежде прочих приходов, за час или два. Другое обыкновение состоит в том, что по воскресеньям до отдания Пасхи после обедни бывают по три продолжительных звона. А после заговенья в Петровом посте в первые два воскресения после водоосвящения крестные ходы — в одно первой половины, а в другое — последней половины города». Все одевались в праздничную одежду. К этим праздникам горожане готовили угощения, им разрешалось властями варить и распивать пиво. Праздники обычно длились неделю или больше. Торжественные богослужения и праздники проводились также в дни царских именин, коронации царей, рождении в их семьях детей. С 1700 года по указу Петра I в России отменили летосчисление «от сотворения мира Богом», состоявшегося якобы за 5508 лет до «рождества Христова» и перешли на летосчисление (от рождества Христова», год стали начинать с 1 января вместо сентябрьского начала года. 1 января каждого года был объявлен всенародным государственным праздником Нового года, отмечаемым торжественно с установлением в домах елок.

Церковные и религиозные праздники-003

Кроме праздников, в христианском культе большое место занимали посты. Ими было занято около 200 дней. От Масленицы до Пасхи проводился Великий пост, от первого понедельника после Духова дня до праздника святых Петра и Павла (29 июня) — Петров пост, с 1 по 15 августа — Успенский пост, с 15 ноября по 25 декабря — Рождественский (или Филиппов) пост. Постились в отдельные дни некоторых других праздников. Были установлены запреты на некоторые виды пищи по средам и пятницам каждой недели. Посты проводились для обновления и очищения человеческой души, вызывали у верующих эмоциональный настрой к покаянию.

Церковные и религиозные праздники-004