ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



free accordion joomla menu


Меню о Чувашии

free accordion menu module
  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Общественная жизнь и политика


Общественно-политическая жизнь

Главную роль в организации социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни столицы Чувашии играл городской совет. К 1929 г. он состоял из 137 чел., включая штатных сотрудников (99 муж., 38 жен.), из них 55 были беспартийными. В аппарате горсовета лишь 20% составляли представители титульной национальности, остальные были русскими. Среди них были представители рабочих, служащих, крестьян (их число увеличилось втрое по сравнению с 1928 г.), военнослужащих, домохозяек, учащихся, даже прислуги. Депутаты имели преимущественно низшее и среднее образование и лишь 14 — высшее. С 1928 г. председателями горсовета были: А.Н. Ворначев, А.П. Платунов, затем вновь А.Н. Ворначев, И.М. Тагачин, А.С. Каплин, А.В. Киселев, П.И. Калинкина, М.И. Лапин. Функции этого органа были самыми разнообразными — от управления городским хозяйством до решения задач, поставленных партией и государством (борьба с бюрократизмом, ликвидация неграмотности, реализация займа индустриализации, продовольственное снабжение, рассмотрение жалоб граждан и др.). В целях повышения эффективности работы горсовета организовано 13 секций, которые действовали на общественных началах: финансов, коммунальная, здравоохранения, науки и образования, промышленности, нотариальный стол и т.д. Позднее их количество менялось в зависимости от числа депутатов и участия представителей общественности. Именно секции (отделы) горсовета отвечали за выполнение наказов избирателей. Они проводили работу по обследованию деятельности городских и районных учреждений, промышленных предприятий, проверяли выполнение социальных обязательств и т.д. Несмотря на положительные, в целом, результаты работы горсовета, не все его отделы справлялись с планами. Для улучшения их деятельности в январе 1930 г. в штат горсовета введен инструктор по массовой работе, который являлся связующим звеном между органами власти и населением.

К 1939 г. в горсовете было 112 депутатов, а его актив составлял 538 чел., из них 278 — женщины. Кроме того, при нем действовала 21 депутатская группа и 28 уличных комитетов. Основной их задачей был охват неорганизованного населения, не попадавшего в компетенцию партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Они принимали активное участие в общественной работе: помогали в подготовке школ к учебному году, проведении всесоюзной переписи 1939 г., организации культурно-массовых мероприятий.

Ведущая роль в общественно-политической жизни столицы принадлежала городской партийной организации. Ее численность за 1928—1938 гг. увеличилась с 669 до 915 чел. В 1931 г. организован Чебоксарский горком ВКП(б), который объединил 33 партячейки в составе 914 чел. С этого времени многие вопросы экономического, культурного развития, а также общественно-политическая жизнь города были связаны с деятельностью городской парторганизации.

В городе действовали комсомольские организации, проводившие общественную и политическую работу с молодежью. Так, в январе 1930 г. по призыву ЦК ВЛКСМ комсомольцы Чувашии были направлены на строительство автозавода в Нижнем Новгороде. Уже в первые недели из республики поехали 2 тыс. чел., среди них было немало чебоксарцев. Комсомольцы и молодежь города выезжала и на другие стройки первых пятилеток: в Москву, Ленинград, Урал, Сибирь, Север и Юг страны. С конца 1928 г. комсомольские организации возглавили отряды «легкой кавалерии», которые проверяли работу цехов, смен, бригад предприятий и строек, вскрывали недостатки, выявляли прогульщиков и т.д., а также принимали активное участие в ликвидации неграмотности среди населения: вели учет неграмотных и малограмотных, собирали средства в фонд ликбеза, комплектовали для них библиотеки. В октябре 1938 г. более 100 комсомольцев отправились на строительство железнодорожного вокзала, внеся вклад в скорейшее завершение строительства железнодорожной линии Канаш—Чебоксары.

По инициативе комсомольцев проводилась военно-патриотическая работа. Так, был организован Чебоксарский аэроклуб по подготовке пилотов, авиамотористов и инструкторов. Молодежь города принимала активное участие в работе по оказанию помощи республиканской Испании. Вместе с профсоюзными организациями комсомольцы организовывали сбор средств, устраивали платные концерты, работали на субботниках.

Значительную роль в общественной жизни города играли профсоюзы. Однако темпы роста профсоюзного членства значительно отставали от темпов увеличения числа рабочих. Это было связано с тем, что отдельные профсоюзные организации проявляли осторожность при приеме рабочих-новичков, часто не принимали неграмотных, ставили условием обязательное участие в общественной работе. В 1930-е гг. в условиях укрепления административно-командной системы в составе профсоюзных комитетов коммунисты составляли более 60%, тогда как на предприятиях города 7—8%.

При активном участии профсоюзов города в июне—июле 1930 г. по всей республике прошли торжественные собрания, митинги, демонстрации и концерты, посвященные 10-летию образования Чувашской автономии. На юбилей прибыло 800 представителей из всех районов республики, Татарии, Башкирии, Мордовии, а также зарубежные гости.

Столица Чувашии стала регулярно принимать делегации трудящихся зарубежных стран. В июле 1930 г. в Чебоксарах гостила делегация представителей коммунистических партий из Канады (Девис), Литвы (Клявис) и других стран. В мае прибыла китайская рабочая делегация, которая ознакомилась с делами по реконструкции народного хозяйства. В сентябре 1930 г. в городе гостила норвежская рабочая спортивная делегация, которая изучала опыт работы спортивных организаций республики, участвовала в спортивных состязаниях. В августе 1932 г. Чебоксары посетила делегация рабочих Австрии. Такие встречи способствовали укреплению дружественных отношений между странами, обмену производственным опытом.

В Чебоксарах регулярно проводились съезды, слеты республиканского масштаба. Так, в октябре 1930 г. прошел Всечувашский слет колхозников-ударников, на котором были рассмотрены задачи колхозного строительства в Чувашии, подписан договор о социалистическом соревновании кол¬хозов. В феврале 1932 г. работал I Всечувашский съезд работников культурного строительства, который обсудил вопросы организации работы начальной и средней школ. А в июле того же года состоялся I краевой интернациональный слет пионеров под девизом: «Чем крепче связь ребят всех наций, тем крепче фронт мировой пионерии!». Это мероприятие собрало 240 пионеров из Нижегородского края, а также Украины, Татарии, Башкирии, Мордовии; на нем присутствовали гости из США и Германии. Участники слета обсудили вопросы дальнейшего улучшения интернационального воспитания пионеров, обменялись опытом, провели спортивные соревнования.

Надолго в памяти горожан остался I Всесоюзный съезд ударников дорожного строительства (декабрь 1933 г.), который фактически положил начало широкому соревнованию по ликвидации бездорожья в стране. Чебоксары как место проведения съезда были выбраны не случайно. К 1933 г. Чувашская АССР в основном ликвидировала бездорожье. Сеть благоустроенных дорог увеличилась со 105 км в 1929 г. до 6625 км в 1933 г. Чувашия завоевала первое место в стране по дорожному строительству, получила высокую оценку участников Каракумского пробега, признанных экспертов дорог. В работе съезда принял участие и выступил с речью венгерский писатель-интернационалист Матэ Залка. «Вы буквально творили чудеса, — сказал он. — Но эти чудеса не были бы совершены, если бы у вас закружилась голова от этого дела». Председатель ЦИК Чувашской АССР А.Н. Никитин ознакомил его участников с опытом организации дорожно¬строительного дела в республике.

Большим событием для города стал приезд В.П. Винокурова, которому 25 октября 1938 г. за мужество и героизм, проявленные в боях с японскими захватчиками у озера Хасан, присвоено звание Героя Советского Союза. 21 декабря состоялось торжественное собрание рабочих, инженеров и служащих Чебоксарского авторемонтного завода, где до призыва в Красную Армию В.П. Винокуров работал слесарем. Позднее его именем была названа одна из улиц города.

В 1930-е гг. имена знаменитых людей присвоены и ряду других улиц. Иногда новое название рождалось без санкции органов власти. Так, в год убийства С.М. Кирова горожане назвали его именем поселок, расположенный на окраине города рядом с р. Чебоксаркой. Но беспрерывное переименование улиц прерывало историческую преемственность в развитии города.

1930-е гг. были насыщенны политическими событиями. В этот период проходило обсуждение проекта Конституции СССР. На собраниях выступило около 10 тыс. чел., было внесено более 900 предложений и дополнений. В ноябре 1936 г. в Чебоксарах состоялся XI Чрезвычайный съезд Советов Чувашской АССР, который обсудил проект новой Конституции СССР, избрал депутатов на XII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов. Ими стали: Б.Д. Ванеркке, Д.З. Захаров, А.И. Золотов,4С.К. Коротков, T.Л. Лаврентьев, Ф.А. Матвеев, А.Н. Никитин, А.П. Павлова, С.П. Петров, В.А. Разумов, М.М. Сахъянова, В.И. Токсин, А.Я. Чернова, С.Л. Шумилов, С.И. Элифанов. В декабре 1937 г. чебоксарцы встретились с кандидатом в депутаты Совета Национальностей от РСФСР по Горьковскому избирательному округу Героем Советского Союза В.П. Чкаловым, выступившим на митинге избирателей. 12 декабря того же года состоялись вы-боры в Верховный Совет СССР, а 26 июля 1938 г. — в Верховный Совет РСФСР и Верховный Совет Чувашской АССР. Чебоксарцы активно участвовали в них и отдали свои голоса за кандидатов «блока коммунистов и беспартийных».