ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Православие в уездном городе

Православие в уездном городе.

В XVIII веке произошли сдвиги в архитектуре деревянных домов. К некоторым домам начали закладывать каменные фундаменты. Стали использоваться специальные продольные пилы помогающие в изготовлении досок для пола и доведения брёвен до строительного состояния. Получили распространение кирпичные печи с дымоходом. В строительстве домов начали повсеместно использовать стекло. Появились шатровые крыши, при преобладании двускатных. Места проживание верхнего сословия походили на большие правильной формы, двухъярусные постройки с подклетами. У состоятельных горожан в составе дворовых построек были амбары, клети, погреба, сараи, конюшни, хлевы, сенницы, мастерские, мыльни (бани). Наличники домов украшались резьбой. Из 18 частных каменных домов пять были двухэтажными. Замечательными архитектурными памятниками являлись поставленный еще в конце XVII века Дом Кадомцевых, ныне восстановленный, и Дом М.Ф. Котельникова—И.А. Соловцова. Лучшим образцом офисного здания служил двухэтажный каменный Дом магистрата. Если каменные храмы в Чебоксарах в XVII веке строились по московскому, «нарышкинскому» шатровому стилю, то в XVIII веке проникает стиль барокко. Все каменные церкви города с колокольнями являлись отличавшимися друг от друга замечательными памятниками архитектуры. Своим величием и красотой выделялась двухэтажная Успенская церковь.

Изобразительное, да и музыкальное искусства были представлены и развивались в православных церквах. В них фресковая роспись на сюжеты священного писания, иконостасы и иконы изредка XVI, в основном XVII—XVIII веков, выполненные не только местными, но и московскими, нижегородскими и других крупных городов художниками, оказывали на людей сильнейшее эмоциональное, духовное воздействие. В церквах и монастырях хранились выполненные из золота и серебра предметы богослужения, а также оригинальная одежда.

В XVIII веке в связи с развитием отечественной текстильной промышленности по переработке хлопка, широко распространились хлопчатобумажные ткани, а шерстяные и льняные материи сохранили свое значение. Для женских праздничных нарядов применялись бархат, парча, штоф, тафта. Применение в одежде мехов несколько сократилось. Проникновение западноевропейской верхней городской одежды, головных уборов, украшений в XVIII веке происходило и в Чебоксарах. Совершенствовались способы приготовления продуктов питания и напитков, режим питания.

Традиционный общественный быт горожан был связан с государственным управлением и христианской обрядностью, а также с производством и торговлей. Семейный, домашний быт горожан, рождение и воспитание детей, бракосочетание, жизнедеятельность, родственные связи, нравственные устои регулировались канонами православной религии. В церквах проводились праздничные, воскресные и повседневные службы-благовести. Ежегодно отмечалось 12 основных праздников. Около 200 дней в году было занято постами. В вере люди находили душевное спокойствие. В культурной жизни горожан важное место занимали массовые гулянья с песнями, плясками и играми.

В населённом пункте очагами культуры являлись соборы, приходские церкви, монастыри. Высшее сословие, богатые купцы, духовенство обучали детей в семьях, иногда — в монастырях и училищах, открывавшихся в Казани и Нижнем Новгороде. В конце XVIII века в Чебоксарах начало работу народное училище, вскоре преобразованное местное подчинённое уезду.

В ходе политических и экономических связей, трудового общения чебоксарцев и чувашских крестьян уезда происходило в какой-то мере их сближение. Между русскими горожанами и чувашскими случались редкие брачные связи.