ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Проблемы связанные с силовым крещением

Проблемы связанные с силовым крещением.

Экстракт о монашеском и священном чине, составленный А.И. Свечиным, рисует яркую картину того, какими методами пользовались проповедники в ходе христианизации и отправлении христианских обрядов. Так, в документе отмечено, что многие из чувашей-новокрещенов не могут читать молитвы, так как не знают русского языка. Священники, приезжающие вместе с воинской командой, забирают этих людей под стражу и отпускают лишь после взятки. Заметив в хозяйстве крестьянина хороших лошадей, пчел, куриц и другую живность, священники тайком переворачивали образа с изображением святых или бросали в постную пищу кусочки мяса, а затем угрожали крестьянам увозом в город для допросов, а те «не имея никакого защищения, все отдавали». Некоторые священники, посещая дома новокрещенных по «постным» дням, узнавали, не едят ли крестьяне мяса. Обыскивали дом. Найденные кринки с маслом, ветчиной и вареным мясом являлись достаточным основанием для обвинений. Все церковные таинства и обряды отправлялись за определенную мзду. Так, в экстракте А.И. Свечина отмечено, что во время родин священники берут 3 — 5 копеек, а от крещения младенцев по 15 — 20 копеек. Те же, у кого денег не было, платили своими пожитками. Со свадеб также собирались неуказные сборы: с первого брака — 1 рубль, со второго — 2 рубля, с третьего — 3 рубля и больше. Еще в 1765 году в Чебоксарское духовное правление пришел указ, в котором говорилось: «Отныне не только означенного со свадеб за венечные памяти денежного сбору не чинить, но и тех венечных памятей по прежнему обыкновению не писать, и совсем оные оставить, а желающих брачиться, приходским священникам по церковному чинов положению, без всякой остановки венчать». Во многих приходах крестьяне не могли похоронить своих близких, так как не имели денег для оплаты отпевания.

Проблемы связанные с силовым крещением-001

Проповедники, проезжая с воинской командой по некрещеным деревням, ломали в избах окна и двери, печи и трубы, били крестьян плетьми. Заставляли некрещеных иноверцев переезжать на другое место жительства, но если последние имели средства откупиться, то на время их оставляли в покое. Если проповедники были не из монахов, а из протопопов и священников, то приезжая в новокрещенские деревни с женами, занимались двойным обдирательством. Они и их жены требовали деньги, скот, овчины, холсты, пряжу, шерсть, лен. Попы, дьяконы, дьячки, пономари и прочие, назначенные в чувашские селения, доставляли крестьянам огромные тягости. Каждому из них отрезались от крестьянской земельной площади большие участки пахотной земли и сенокоса. Но церковники обычно сдавали свои участки в аренду и переходили на полное содержание крестьян: собирали с них хлеб, мясо, масло, яйца, деньги и тому подобное.

Проблемы связанные с силовым крещением-002

Указанные методы христианизации не могли не вызвать крестьянского недовольства. Документы зафиксировали неоднократные случаи выступления против миссионеров. В 1741 году крестьянин деревни Босаево Чебоксарского уезда должен был быть подвергнут наказанию за «произнесенные святым иконам ругательства», однако он из-под ареста бежал. Прибывший из Свияжской провинциальной канцелярии сержант Хандорчин арестовал его жену и старосту деревни, и «по взятии их той деревни отъехал версты з две, и той деревни деревенские люди, собрався многолюдством, человек с пятьдесят, наехав на дороге оных старосту и чувашку, у него, Хандорчина, отбили и в Свияжск вести не дали».

Проблемы связанные с силовым крещением-003

Протесты чувашей против несправедливости.

Наиболее крупное выступление против миссионеров произошло в 1744 году: движение чувашских крестьян Чебоксарского уезда против принудительной христианизации. Движение возглавил крестьянин-чуваш околотка Пихтулина деревни Кильдишевы Кувшинской волости Охадер Томеев. Группа крестьян под его предводительством прибыла в Чебоксары, заняла Архангельскую церковь и «били необычайно в колокол». Этого же года местные жители всех поселений Чебоксарского уезда избрали О. Томеева и ещё трёх человек различных селений своими представителями для того чтобы принести челобитную царице. О. Томеев и другие избранные поехали в Москву в летний период времени и предоставили в Синод своё прошение, подписанное 88 чувашами различных селений Чебоксарского уезда. В прошении говорилось: «Как от Свияжской новокрещенской конторы, так и от протчих чинов людей имеется им чрезмерные обиды и разорение». Челобитчики просили проводить у них крещение помимо Свияжской новокрещенской конторы, для «крещения Чебоксарского уезду всех чуваш, также и для отправления всяких вашего императорского величества собирающихся с нас податей и для охранения от всяких обид и налог оправить имеющегося в Москве Григорья Вихарева, который в приказной должности искусство имеет и к делам заобычаен и управительскую должность править может, да и для исправления тех новокрещенских дел определить Казанской губернии канцеляриста Илью Вельского, ибо оной весьма заобыкновенен нашему чувашскому языку, а вместе с ними при крещении быть О. Томееву, владевшему русским и чувашским языками и способному привести чувашей к лутчему исправлению христианской веры». Крестьяне просили, чтобы «за вышепоказанные резоны под неволею крестить не повелено б было». Синод незамедлительно рассмотрел прошение местного населения Чебоксарского уезда. Уже 10 августа 1744 года он указал, что для крещения живущих возле реки Волга будет организована Свияжская новокрещенская контора, которая и будет проводить христианизацию. Однако местная национальность Чебоксарского уезда в 1744 году поголовно отказывались креститься, о чем свидетельствует экстракт архимандрита Сильвестра от 5 ноября 1744 года. Несмотря на протесты, принудительное крещение не только не было приостановлено, а даже усилено. К 1752 году почти все чуваши Чебоксарского уезда были окрещены. Что касается дальнейшей судьбы О. Томеева, то уже в сентябре 1744 года Свияжская провинциальная канцелярия получила промеморию Казанской духовной консистории, предлагавшую арестовать общественного деятеля и препроводить его в Московскую полицмейстерскую канцелярию. Томеев после этого вынужден был скрываться. Он не был найден властями и в 1747 году. Дальнейшая судьба Томеева неизвестна. Движение против принудительной христианизации чувашей и вообще насилия в управлении ими, возглавленное Охадером Томеевым, было явлением феноменальным. Как видно из прошения, чуваши Чебоксарского уезда просили о даровании возможности изменения руководителей в лице трёх человек, в том числе чуваша Охадера Томеева, для возможности собирать государственные подати, сохранность от злоупотреблений «обид и налог» и в пользу демократического управления с учётом использования местного языка. Они хотели, прежде чем принять крещение проповеди на родном языке, и за проведение крещения людьми, знающими чувашский язык, отвергали насильственные методы христианизации.

Проблемы связанные с силовым крещением-004