ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Монастыри и церкви

Монастыри и церкви

После присоединения территории Среднего Поволжья к Русскому государству одной из главных задач правительства стало привлечение жителей этого региона к принятию православной религии. Очагами христианского просвещения в крае должны были стать монастыри. Просветительская миссия среди иноверцев возлагалась на Свияжский Успенский монастырь (возник в 1552 году), Чебоксарский Троицкий (1566), Спасо-Юнгинский (1625), Троице-Сергиеву лавру и другие монастыри, имевшие земли в Поволжье. Отношение монастырей к окружавшим их представителям различных этносов было, главным образом, материального свойства. Монахи настраивали иноверцев против себя и против христианства, прежде всего, своей хозяйственной деятельностью. Расширение монастырских вотчин нередко происходило путем захвата земель у ясачных общин под видом «выморочных», «покидных».

К началу XVIII века значительная часть жителей Поволжья оставалась некрещеной. Перед духовной властью в регионе стояла трудная задача: добиться принятия всем населением православия. В эту веру были обращены лишь единицы, в основном представители местной знати. В 1704—1705 годах по Казанской епархии из всех иноверцев в христианскую веру было обращено 3683 человека (преимущественно марийцев Яранского уезда), а в 1719 году — лишь 379 человек, с 1719 по 1724 годы было окрещено 3803 марийца (Царевококшайский уезд — 1953 человека, Царевосанчурский уезд — 955 человек, Яранский уезд — 302). Чебоксарский и другие уезды остались практически вне этого процесса, что побудило правительство принять более энергичные меры в деле внедрения христианства.

Монастыри и церкви-001

Судя по выписи из географического описания городов и селений подполковника А.И. Свечина в Чебоксарах имелось: «монастырей четыре: мужских два, женских две, не считая один мужской монастырь находящийся загородом». Мужской Троицкий монастырь открылся в 1566 году по грамоте, данной Иваном Грозным. Троицкая церковь и его защитные стены первоначально были из дерева, а в начале XVIII века выстроены каменные церкви, кельи и монастырские стены. По описи 1764 года, в монастыре четыре каменных церкви, две каменных жилые кельи, «кельи построенные из дерева», две из камня поварни и хлебная, погреб выложенный камнем, две построенные с применением камня кладовых, пять возведённых капитальных лавок, колокольня с часами и девятью колоколами «большими и малыми». Троицкий монастырь произвел впечатление на главу сенатской комиссии А.И. Свечина. Сретенская мужская пустынь (это специфический тип жилья для монахов и отшельников находящийся уединённо, в стороне от населённых пунктов и дорог) в источниках как самостоятельный монастырь почти не упоминается. В 1724 году по указу Святого Синода было велено «малобратственные монастыри и пустыни сводить в великобратственные». Сретенский монастырь был соединен с Троицким мужским монастырем. Спустя год чебоксарские посадские люди во главе с Игумновым прислали в Синод прошение о восстановлении самостоятельности монастыря. Синод постановил восстановить Сретенский монастырь. Однако в 1748 году по указу Казанской консистории он все же был приписан к Троицкому мужскому монастырю. Судя по описи, составленной в 1764 году, в нем имелись цер-ковь, две каменные кельи, амбар и деревянная ограда.

Монастыри и церкви-002

Еще один монастырь за городом, упоминаемый А.И. Свечиным, можно соотнести со Спасо-Геронтиевской пустынью, которая сохраняла свою самостоятельность до 1838 года. Построенный здесь храм был в два этажа и возведён в честь Божией Матери Тихвинской. Она именуется, как Геронтиевская пустынь здесь провёл свою жизнь игумен Геронтий, при его руководстве была возведена Спасская церковь, руководил он пустынью с 1671 по 1674 годы.

В исторических документах есть ссылка на Чебоксарский Николаевский девичий монастырь. По преданию, на месте часовни в этой обители была похоронена бабушка будущего царя Михаила Федоровича Романова Мария Шестова, сосланная в эти монастырские стены. Об обители и строениях находившихся здесь, также как о жизнедеятельности исторические записи отсутствуют. Ко второму женскому монастырю, по-видимому, можно отнести Благовещенский женский монастырь, существовавший при Благовещенской церкви. Есть информация, о закрытии в 1764 году данного заведения, однако продолжал свою деятельность вплоть до 1773 года. После произошло слияние с Николаевским девичьим монастырем. Благовещенский девичий монастырь был выстроен каменным, и имел храм с парой приделов, на территории располагались 25 келий. Количественный состав обители не превышал 40 монахинь.

Монастыри и церкви-003