ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Музыка, изобразительное искусство

Музыка, изобразительное искусство.

Идеологический прессинг проявился и в сфере музыкального искусства. Достоинством музыкального произведения служила не художественная форма, а идейное содержание. Но все это лишь сдерживало прогресс в национальной музыке. В городе установилась регулярная концертная жизнь. В 1932 г. создан один из первых в Поволжье Государственный симфонический оркестр из 38 чел. Ежегодно он давал более ста концертов. Известность в стране получил чувашский государственный хор под руководством композитора В.П. Воробьева. С.М. Максимов внес огромный вклад в собрание и изучение чувашской народной музыки. На годы предвоенных пятилеток приходится деятельность композиторов Г.Г. Лискова, А.Г. Орлова-Шузьма, Ф.М. Лукина. Первооткрывателем в области камерно-инструментальной, особенно фортепианной музыки, стал сын В.П. Воробьева Г.В. Воробьев.

На развитие чувашской музыки оказали влияние представители русского музыкального искусства В.М. Кривоносое, И.В. Люблин, С.И. Габер. Так, В.М. Кривоносов стал автором первой чувашской музыкальной комедии, а С.И. Габер, возглавлявший Чувашский государственный симфонический оркестр, заложил основы чебоксарской школы исполнительства на духовых инструментах. В этот период создавались оркестровые произведения, камерно-инструментальные пьесы на народные темы. Важным событием в истории чувашской музыки явилась первая национальная симфония «Чувашская» (1935) и первая национальная опера «Нарспи» (1936) ленинградского композитора В.Г. Иванишина. Труды композиторов С.М. Максимова и Ф.П. Павлова стали примером для молодых композиторов.

В результате гонений 1930-х гг. прекратилась профессиональная деятельность С.М. Максимова, И.В. Люблина, С.И. Габера, А.И. Токсиной — первой профессиональной певицы Чувашии и др.

В изобразительном искусстве получили развитие жанры живописи, портрета, станковой и книжной графики. Но наиболее полно в этот период реализовались художники, работавшие в направлении «социалистического реализма». Среди них назовем имена М.С. Спиридонова («Богатый урожай», «Ударная бригада бетонщиков на строительстве Канашского вагоноремонтного завода» и др.), Н.К. Сверчкова («Объявление автономии», «Первый трактор», «Женская бригада на прополке» и др.), Ю.А. Зайцева («Акатуй»), А.А. Кокеля («Ликбез»), В.М. Макарова («Красный обоз»), А.Ф. Мясникова («Колхозники у патефона») и др.

Периодически организовывались художественные выставки: в июне 1930 г. прошла художественная выставка «10 лет автономии Чувашии», летом 1932 г. в рамках Всечувашской олимпиады искусств — выставка произведений художников Чувашии. В июле 1935 г. открылась выставка, посвященная юбилею республики, на которой экспонировалось 670 работ 30 чувашских художников и десяти живописцев из Москвы, Ленинграда, Казани, Горького, Ульяновска. Во 2-й половине 1930-х гг. в столице прошли персональные выставки Ю. Зайцева, М. Спиридонова, Н. Сверчкова. Приобщению жителей Чебоксар и всей республики к изобразительному искусству способствовало открытие в 1939 г. Чувашской государственной художественной галереи. В 1940 г. в Чебоксарах организовано Чувашское художественное училище.