ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Здравоохранение в Чебоксарах

Здравоохранение.

В 1930 г. вступило в эксплуатацию первое многопрофильное лечебное учреждение — поликлиника. До этого больные отправлялись за высококвалифицированной медицинской помощью в Казань, Горький и другие города. Принимая до 500 больных в день, поликлиника практически выполняла функции республиканского лечебного учреждения. Она имела рентгенологический кабинет. Оборудование получили из Германии и смонтировали с помощью немецких специалистов. В январе 1931 г. было открыто общежитие для больных из районов.

С 1933 г. в городе действовали Институт социальной гигиены женщины и ребенка с гинекологическим и родильным отделениями, больница на 150 коек. Кроме того, имелись венерологический и туберкулезный диспансеры на 30 коек, витаминная станция, женская и детская консультации, детская профилактическая амбулатория, малярийная станция, пастеровский пункт, 2 физиотерапевтических кабинета, 2 постоянных яслей, 2 молочные кухни, станция скорой помощи и др. В 1930 г. на весь город приходился один врач и одна карета скорой помощи (положение с оказанием оперативной медицинской помощи было настолько серьезным, что горсовет установил штраф за ложный вызов в размере стоимости прогона подводы). В 1939 г. город имел 3 автомашины скорой помощи. В 1935 г. закончилось строительство глазной лечебницы на 75 коек, дезостанции и санпропускника.

В 1935 г. для лучшего руководства работой лечебных учреждений при горсовете организован отдел здравоохранения. В его ведение перешли помощь на дому, детская профилактическая амбулатория, детская и женская консультации, детские ясли, пункты первой помощи на предприятиях. Остальные медицинские учреждения остались в ведении Наркомздрава.

Развитие здравоохранения сопровождалось ростом численности медицинских кадров. Для их подготовки в Чебоксарах открыты 2 фельдшерско-акушерские школы, организованы фармацевтическая школа и медицинский рабфак. В 1939 г. в городе насчитывалось 98 врачей, 267 фельдшеров, акушерок и медицинских сестер. Особым уважением населения пользовались доктора B.C. Обухов, П.Н. Осипов, И.М. Кузнецов, П.Е. Ермолаев, К.И. Пайраш, А.З. Шульпенкова, И.А. Клейман, К.В. Марков и др.

В 1930-е гг. начали внедряться современные формы лечения больных, организуется стационарное родовспоможение. До открытия роддома (1940), родильные отделения имелись как при больницах (в 1937 г. на 5 больниц города приходилось 45 родильных коек, в 1939 г. — 55), так и при Институте социальной гигиены женщины и ребенка. Последний имел также и гинекологическое отделение на 150 коек.

Проводился комплекс мероприятий по борьбе с острыми инфекционными и социально-бытовыми заболеваниями. В августе 1935 г. Чебоксары пережили вспышку брюшного тифа. Причиной заражения стали недоброкачественные продукты и водопроводная вода. Несмотря на то, что медицинский персонал города состоял из одного врача, его помощника и дезинфектора, был проведен огромный объем работ по усилению контроля за санитарным состоянием столицы. Каждые пять дней врачи брали пробы водопроводной воды и хлеба, выпекаемого в пекарнях. Один раз в декаду проверялись обеды в столовых, молоко и мука — на базаре.

Страшным бичом чувашского народа была трахома. Уже в годы 1-й пятилетки в республике, в т.ч. в Чебоксарах, открывались трахоматозные пункты. Развернулась подготовка трахоматозных сестер. Резкого снижения заболеваемости в республике удалось добиться в 1933 г. за счет обязательного лечения трахомы с всеобщей диспансеризацией. Научным руководителем Чувашского трахоматозного НИИ с 1936 г. до своей кончины в 1946 г. был известный российский офтальмолог А.С. Чемолосов. Институт размещался на базе глазной лечебницы, рассчитанной на 260 посещений, имел отделение на 100 коек.

Свой вклад в нормализацию санитарно-эпидемиологической ситуации в городе внесла городская организация Красного Креста, объединявшая 77 первичных организаций общей численностью 2197 чел.