ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module
  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

В годы войны и мирных пятилеток

В годы войны и мирных пятилеток

Городская газета из номера в номер рассказывала, как и чем помогает тыл фронту, как перестраивают люди свою жизнь на военный лад.

«На вагоноремонтном заводе, — сообщала газета, — с каждым днем множится число людей, поддерживающих призыв кузнеца Г.В. Фомина. Будем работать втрое производительнее, чтобы дать стране больше вагонов. Этим мы поможем нашим сыновьям громить фашистских захватчиков».

В августе 1941 г. в Канаш прибыло эвакуированное оборудование с Дарницкого, Жмеринского, Борисоглебского и Шевченковского вагоноремонтных заводов и более тысячи рабочих и служащих с семьями. Большая их часть влилась в рабочий коллектив и сразу же приступила к монтажу оборудования во вновь открываемых цехах, которые предназначались для производства боеприпасов. В труднейших условиях продолжалось строительство чугуно-сталелитейного цеха. К марту 1942 г., как информирует газета, основные строительные работы были закончены, одновременно или немного позднее были сданы в эксплуатацию отделочно-комплектовочный, механический и лесопильный цеха, кислородная станция. «Наряду с изготовлением боеприпасов завод выполнял задания по строительству бронепоездов и бронетранспортеров, по формированию спецпоездов и других заказов фронта», — сообщает газета о тех суровых днях.

В годы войны и мирных пятилеток-001

О трудовых подвигах канашских железнодорожников сообщалось и в сводке Совинформбюро от 19 июля 1941 г.: «Советские железнодорожники самоотверженно организуют быстрое продвижение транспортов для Красной Армии. В паровозное депо Канаш (Чувашская АССР) вечером поступил для ремонта локомотив. Проработавшие целый день слесари Золотухин, Ефремов, Волков, Абросимов, Толмазов, Сперанский и другие, не желая откладывать срочный ремонт, остались на ночную смену и выпустили паровоз из депо. Утром самоотверженные патриоты отказались пойти на отдых и отремонтировали досрочно еще один паровоз».

Сражения на полях войны.

Храбро сражались канашцы и на фронтах Великой Отечественной войны, о чем читатели также узнавали по публикуемым в газете материалам. 19-летним парнем ушел на войну токарь механического цеха вагоноремонтного завода И. Кабалин. На фронте он командовал минометным расчетом, участвовал в боях на Курской дуге, в штурме Харькова, в освобождении многих населенных пунктов левобережной Украины. Особенно отличился минометный взвод, которым Кабалин стал командовать после гибели своего командира: метким огнем взвода было уничтожено более 250 солдат и офицеров противника. За героизм, проявленный при форсировании Днепра, захвате и расширении плацдарма в сентябре-октябре 1943 г. И.А. Кабалину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Молодому канашцу П.Х. Бухтулову было 18 лет, когда городской военный комиссариат направил его в школу младших командиров. По ее окончании, в феврале 1943 г. он прибыл на фронт в качестве наводчика противотанкового орудия. Начав войну около г. Старая Русса, он дошел до Австрии, пройдя со своим орудием по фронтовым дорогам более 6 тысяч километров. Правительство высоко оценило подвиг воина, лично уничтожившего 16 танков: П.Х. Бухтулову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В одном из номеров газета рассказала, как на весь 3-й Украинский фронт прославился в декабре 1944 г. чуваш И. Федоров. «Он первым форсировал Дунай юго-западнее Будапешта и, корректируя огонь батареи, добился полного подавления вражеских огневых точек. Это позволило советским частям форсировать реку быстро и без потерь. Родина оценила подвиг Федорова вручением ему звезды Героя Советского Союза».

За безупречное служение Отечеству в годы Великой Отечественной войны 13 канашцев удостоены ордена Ленина, 37 — ордена Боевого Красного Знамени, 92 — ордена Красной Звезды, сотни — боевых медалей.

Послевоенное время.

Перевод народного хозяйства на мирный лад начался в мае 1945 г., когда Госкомитет обороны страны принял постановление «О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения». Газета шагала в ногу со временем, отражая перемены, происходящие в обществе. Наряду с развитием промышленности, транспорта, связи стремительными темпами укреплялись учреждения образования, культуры, здравоохранения.

В 1945 г. в Канаше появилось городское радио. Были утверждены две штатные единицы корреспондента-радиоорганизатора. Вот что писал в газете бывший корреспондент городского радио Е.Н. Панченко: «Первое время мы с А.Ф. Каховским были в штате Чувашского радиокомитета. Затем меня перевели в штат редакции городского радио. Условия для работы были не самые лучшие. В старом доме городской почты, что на улице Железнодорожная, нам отвели небольшую комнату, там были несколько стульев и стол, на котором размещался микрофон. Передачу начинали в 6 часов 15 минут. На работу приходили как можно раньше. Часто приглашали к микрофону горожан, руководителей и специалистов колхозов».

По материалам местной печати можно проследить, как развивался город. В 1952 г. начала работать новая строительная организация — СМК «Казтранстрой», в 1955 г. швейная мастерская стала фабрикой, в 1954 г. — фельдшерско-акушерская школа получила статус медицинского училища, с 1955 г. учительский институт вновь стал педучилищем, в том же году открылась детская музыкальная школа. Ударно трудились работники железнодорожного транспорта. Благодаря новым скоростным методам (инициатором их применения выступил старший машинист депо П.Н. Назаров) удалось увеличить фузооборот на 21%, Канашские железнодорожники доставили к месту назначения 14 млн т грузов сверх плана.

Почин диспетчера станции «Канаш» Н.А. Осовина, который предложил маршрут поездов до Шумерли и обратно без отдыха бригад, был распространен по всей Казанской железной дороге.

В годы войны и мирных пятилеток-002

Наиболее бурное развитие промышленности и транспорта города происходило в 1959—1965 гг., когда были введены в строй завод электропогрузчиков, авторемонтный завод, завод стройматериалов, хлебозавод и т.д. Газета широко освещала самоотверженный труд людей.

«Немалый вклад в решение производственных задач внесли на авторемонтном заводе термист В. Журавлев, старший мастер А. Козлов, слесарь по ремонту тормозной системы А. Токранов, инструментальщик А. Сычев. Их рационализаторские предложения позволили не только улучшить качество ремонта, но и усовершенствовать технологический процесс по восстановлению годных деталей», — пишут в газете рабкоры. Подобных публикаций, отражающих трудовые будни города, не сосчитать.

В 1972 г. при редакции была создана первичная организация Союза журналистов Чувашской Республики. Секретарями избирались А.В. Кузнецов, А.В. Савельев, В.А. Алексеев, В.П. Прокопьев, П.И. Ефимов. Сегодня в организации состоят 14 журналистов. И.Т. Дуплий, В.А. Алексеев, И.Г. Игнатьев, П.И. Ефимов, С.И. Максимов и другие активно сотрудничают со средствами массовой информации. Так, И.Г. Игнатьев возглавляет редакцию газеты «Позиция-экспресс», С.М. Максимов — главный редактор многотиражной газеты «Вагонник». И.Т. Дуплий выпустил пять книг о ратных и трудовых подвигах земляков.

Организация стремится помогать членам Союза в решении личных проблем. В частности, обратившись с ходатайством в Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики о выделении инвалиду 2-й группы И.Т. Дуплию льготной безвозмездной ссуды на приобретение жилья, добились положительного результата.

В настоящее время газета «Канаш» структурно входит в состав ГУП «Канашский издательский дом». В издании часто публикуются официальные материалы с сайтов администрации Президента Чувашской Республики, разных министерств и ведомств, городской администрации.