ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Торговля Чебоксар

Торговля.

Большая часть чебоксарских посадских людей во 2-й половине XVI—XVII вв. была занята торговлей. Многие из них торговую деятельность сочетали с занятиями ремеслом, промыслом и земледелием. Источники позволяют установить, что в XVII в. чебоксарские посадские люди 1-й статьи были крупными промышленниками и торговцами, занимавшиеся и внешней торговлей. Из чебоксарских посадских людей средней и меньшей статьи свыше 60% занимались торговлей, причем примерно 10% выезжали для торговли в разные города и уезды России и привозили оттуда новые товары, более 60% выезжали «с москательными товарами в разные уезды», около 30% торговали в Чебоксарах. Часть приказных, а также монастырских служителей и служак, пушкарей, затинщиков, воротников, стрельцов, гулящих людей занималась торговлей и платила пошлины и пятину. Как заявляли крупные купцы в 1662 г., в России не только духовенство, приказные служители, стрельцы и другие мелкие служилые люди, но и стольники, стряпчие, дворяне, дьяки и подьячие торговали «поташем и смолчугом, и пенькою, и собольми, и немецкими товарами».

Во 2-й половине XVI—XVTI вв. Среднее Поволжье во внешней торговле было связано с Архангельском и Астраханью, а также с основным пунктом доставки иностранных товаров — Москвой. Торговля с иностранцами осуществлялась так: из разных городов России, в т.ч. из Чебоксар, купцы зимой вывозили свои товары на санях до Вологды и там складывали до весны, обратно из Вологды привозили купленные в Архангельске иностранные товары. Привезенные в Вологду товары на судах весной доставлялись в Архангельск, где в августе—сентябре происходила ярмарка. Купленные русскими купцами иностранные товары на судах же привозились в Вологду, где они дожидались на складах зимнего санного пути. В Астрахань и другие нижневолжские города товары, главным образом хлеб и лес, вывозились весной караваном судов из Нижнего Новгорода, с Макарьева, Козьмодемьянска, Чебоксар, Свияжска, Казани в сопровождении стрельцов. Обратно этот караван возвращался осенью в те же города с астраханской солью и юго-восточными товарами. Иранские, хивинские, бухарские, армянские купцы с юго-восточными товарами поднимались по Волге с караваном судов в Казань и реже — в Нижний Новгород и вели там оптовую торговлю своими товарами. Иногда иностранные посольства и купцы прибывали в Москву сухим путем. Так, иранское посольство в 1599 г. доехало до Чебоксар на судах, а в январе 1600 г. отправилось в Москву на санях. В августе 1691 г. в Астрахань прибыло иранское посольство Мохаммеда Хосейн Хан-бека в составе 155 чел. 18 июня посольство выехало в Астрахань из Москвы по Москве-реке, Оке и Волге, побывало в Нижнем Новгороде, на Макарьевской ярмарке, Козьмодемьянске, Чебоксарах, Свияжске, Казани.

Во 2-й половине XVI—XVTI вв. многие иностранные товары, соль, слюда привозились в Чебоксары местными и иногородними купцами с Макарьевской ярмарки, из Соликамска, Архангельска. Во 2-й половине XVII в. железо и металлические изделия доставлялись из Тулы, Выксы, Нижнего Новгорода, с. Павлово. Отдельным чебоксарским купцам удавалось доставлять разные товары в сибирские города. В XVII в. некоторые из них с товаром и за товаром выезжали в азербайджанские города и Среднюю Азию. В 1696 г. торговые люди гостиной сотни казанец И.А. Микляев и чебоксарец И.М. Олин отправили через Нерчинск в Китай товаров на 4308 руб. Такую же посылку товаров в Китай они совершили в 1698 г. Из Китая ими были вывезены ткани, чай и другие товары. Чебоксарские торговцы закупали сельскохозяйственную продукцию в селениях Чувашского и Марийского краев для продажи в городах и вывоза в центр страны, Верхнее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, в Архангельск и Астрахань для продажи за границу.

Чебоксары являлись основным пунктом вывоза товаров, сырья и продукции из региона (другими пунктами были Свияжск, Козьмодемьянск, Алатырь, с середины XVII в. — Симбирск). Количество привозимых товаров в стоимостном выражении примерно в 10 раз уступало размеру вывозимой из Чебоксар продукции. Большая часть привозимых товаров покупалась горожанами и отчасти ясачными чувашами.

Основной статьей вывоза из Чебоксар являлся хлеб. Так, в 1640-х гг. подряды на покупку в уездах Чувашии хлеба для государя на его деньги держали гость М. Гурьев и торговый человек гостиной сотни С. Задорин. Значительную часть хлеба они вывозили из Чебоксар в Астрахань, часть его отправляли в Москву и Архангельск зимним санным путем. Согласно грамоте из Приказа Казанского дворца, весной 1627 г. старец Свияжского Богородицкого монастыря Макарий вывез из Чебоксар в Астрахань 2932 чети с четвериком (в чети тогда — 6 пудов, четверик — восьмая часть чети. — В.Д.) ржаной муки, 861 четь круп и толокна, 1020 четей с четвериком овса. Крестьяне Нижегородского Благовещенского монастыря К.П., Ф.П. и Н.П. Калмыковы, еще с 1664 г. занимавшиеся хлебной и иной торговлей, в 1682 г. взяли подряд на перевозку дворцовой рыбы из Астрахани в Москву, вскоре весь подряд захватили в свои руки. В 1683 г. они оформили бессрочный подряд на перевозку казенного ясачного хлеба из Чебоксар и Козьмодемьянска в Астрахань. Вслед за этим они подрядились к сбору ясачного хлеба в Чебоксарском, Козьмодемьянском и других уездах. Калмыковы на своих судах ежегодно весной отправляли тысячи тонн ясачного и купленного в Чебоксарах, Цивильске, Козьмодемьянске хлеба, ржи, овса, муки, толокна в Астрахань, а осенью оттуда привозили дворцовую рыбу и икру в Москву, превратившись в богатейших купцов.

Во 2-й половине XVI—XVII вв. из Чебоксар ежегодно отправлялись весенними судовыми караванами заготовленные ясачными чувашами казенные лесоматериалы и строевой лес, а также заготовленный лесоторговцами лес в Казань и нижневолжские города. Вывозили также луб, рогожи, различные деревянные изделия, сани, лодки, изготовленные чебоксарскими мастерами, ясачными чувашами и марийцами.

В чебоксарской торговле важное место занимал вывоз меда и воска. Ясачные чуваши издавна занимались бортничеством. Оброчный и приобретенный воеводами для царского двора мед отправлялся в Москву. Купцы мед и воск вывозили также в Москву, Архангельск, Астрахань, верхневолжские и нижневолжские города.

Согласно источникам, Казанская земля занимала второе место после Сибири в заготовке и вывозе пушнины. Меха, говяжье сало, мясо, шпик, кожи (главным образом юфть) отправлялись в Москву, Архангельск (для отправки в Европу), юго-восточные страны. В Архангельск вывозили также лен, пеньку, льняное семя, смолу, смольчуг, конский хвост, холст. Хмель отправлялся в Москву, верхневолжские и нижневолжские города, рыба — в Москву.

В Чебоксарах имелся гостиный двор, житные дворы для приема и хранения ясачного хлеба, амбары-склады. На городской торговой (базарной) площади были расположены ряды. В некоторых рядах были погреба. До принятия Новоторгового устава 1667 г. посадские люди имели право торговать в своих дворах, уплатив предварительно таможенную пошлину. Многие лавки и сараи торговали ежедневно. Некоторые торговцы «продавали свои товары, нося по городу и по дворам». Был установлен один еженедельный базарный день. В течение года проводилось несколько ярмарок, куда съезжались купцы со всего Среднего Поволжья. В базарные дни и на ярмарки в город приезжали сельские жители.

В Чебоксарах были таможни, которые собирали с торговцев таможенные пошлины и записывали их в таможенные книги. С торговцев собирали различные пошлины, которые в сумме составляли около 3% стоимости товара. Основной таможенной пошлиной являлась тамга (с середины XVI в. ее стали называть рублевой пошлиной), равная одной десятой части стоимости товара, и осмичее — тамга с продажи хлеба, равная одной восьмой части стоимости продаваемого хлеба. Унификация таможенных пошлин была завершена Торговым уставом 1653 г. и Уставной таможенной грамотой 1654 г., которой местные пошлины были отменены. С введением в 1667 г. Новоторгового устава основной пошлиной осталась рублевая. Из прежних сохранились мостовщина и перевоз, из остальных пошлин — пятно (пошлина с продажи лошадей сверх рублевой, одновременно на лошади ставилось клеймо — «пятно»), амбар шина, перекупная пошлина. В 1650-е гг. были введены внешние таможенные пошлины с иностранных купцов. Таможенные сборы расходовались на государственные нужды через Приказ Казанского дворца. С 1681 г. сбором таможенной пошлины и прибылью кружечных дворов стал ведать Приказ Большой казны. Внутренние таможенные пошлины просуществовали до таможенной реформы 1753—1757 гг.

Во 2-й половине XVI — 1-й половине XVII вв. в Среднем Поволжье некоторые татарские и чувашские феодалы, князья, дворяне, высшие приказные служители, духовенство, богатые купцы, иноземцы имели право на содержание сельских кабаков (постоялых дворов) и на изготовление спиртных напитков для личного потребления. Крестьянам и рядовым посадским людям производство алкогольных напитков — корчемство — строго запрещалось. С середины XVI в. посадским людям разрешали варить пиво, мед, хмельную брагу только к Пасхе, Дмитровской субботе и Рождеству с условием уплаты явочной пошлины. Через казенные кабаки происходила реализация хлебного вина. Некоторые кабаки имели винокурни. Большинство же кабаков снабжалось хлебным вином с винокурен казны, помещиков и богатых купцов, бравших подряды на поставку вина. С середины XVII в. кабаки стали называться кружечными дворами. Во 2-й четверти XVII в. в городах Среднего Поволжья ведро «доброго хлебного вина» продавалось в кабаках в среднем по 1 руб., а покупалось по 8 алтын 2 деньги (25 коп.), т.е. приносило прибыль в 3/4 продажной цены. Основной тяжестью косвенный налог ложился на простой народ. В середине XVII в. 30,3% доходов Курмышской приказной избы обеспечивала реализация спиртных напитков. Примерно таким же был этот процент в Чебоксарах. Кабацкие сборы, как и ясачные деньги, отправлялись в государеву казну, в Приказ Казанского дворца. Государственная монополия на реализацию спиртных напитков приносила казне огромные доходы.

О месте Чебоксар в товарообороте городов России в 1630-х гг. можно судить по суммам сбора пятинных денег 1634 г. Всего в 39 городах страны было собрано в каждом свыше 1000 руб. Первое место заняла Москва, второе —1 Казань, третье — Ярославль, четвертое — Нижний Новгород с уездом, 10-е — Свияжск, 27-е — Чебоксары. В Свияжске было собрано 4476 руб., в Чебоксарах — 1881 руб.

В экономических связях между районами страны, ямской службе, передвижениях и мобилизации войск важное место принадлежало сухопутным дорогам, речным путям. Во 2-й половине XVI—XVII вв. судоходство в Среднем Поволжье занимало в грузообороте примерно такой же удельный вес, что и гужевой транспорт. По Волге из Нижнего Новгорода до Астрахани ежегодно весной направлялись караваны до 500 судов, к которым и в Чебоксарах присоединялись местные суда.

Как примечательные события запомнились чебоксарцам остановки у города судов английских и голынтинских посольств в Иран, в частности купца и дипломата А. Дженкинсона в 1558—1559 и 1562—1564 гг. Дженкинсон писал, что он останавливался в Шобашсхаре. Я.Я. Стрейс также вспоминал, что 2 июля 1669 г. «мы шли под парусом до города Чебоксары (Sabaksar)... Мы закупили различные съестные припасы и самые необходимые вещи... Когда все, что нам нужно, было сделано, мы снялись с якоря и 3 июля доплыли до острова Козина (Kosin), где нам пришлось немного задержаться по случаю мели, с которой мы впрочем довольно легко сошли».