ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню

free accordion joomla menu


Меню о Чувашии

free accordion menu module


  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Промыслы

Промыслы.

В начале XX в. услуги по перевозке пассажиров и грузов оказывали легковые и ломовые извозчики, стоянки которых (колоды) располагались на базаре, у винного склада, а в летнее время также у пристани. Таксу на их услуги составляла городская дума, а утверждал губернатор. Проезд по городу в один конец стоил 15 коп. (30 коп. в час), за город до Владимирской пустыни — 30 коп. В распутицу тариф увеличивался на 5—15 коп. Извозчики платили в городскую казну по 3 руб. с лошади в год, получая номерной жетон. В начале XX в. этот сбор приносил более 300 руб., чего едва хватало на очистку колод и мелкий дорожный ремонт — засыпку щебнем выбоин на мостовых. Городская управа боролась с извозчиками-нелегалами. Так, в 1911 г. по ее сигналу полиция пресекла деятельность 31 чел. из окрестных крестьян, которые промышляли извозом в свободное время от исполнения контрактов по перевозке мочала, спирта и других грузов.

Отдельные промыслы носили сезонный характер. Так, И.С. Лаптев содержал ледник на берегу Волги, продавая лед на кухни пароходов. В конце XIX в. за зимний сезон по Волге через Чебоксары проходило до 10 тыс. торговых обозов, которые обслуживали 6 постоялых дворов (для сравнения, в 1862 г. — 17). После строительства Московско-Казанской железной дороги этот промысел «почти совершенно пал». Водовозы (этим промыслом занимались чувашские крестьяне) набирали воду в колодцах и затем развозили по торговым заведениям и административным учреждениям.

В эпоху капитализма экономика Чебоксар не сумела восстановить утраченных позиций. Один из путеводителей по Волге 1910-х гг. утверждал: «В настоящее время Чебоксары не имеют ни промышленного, ни торгового значения и, кроме своих церквей и ценных памятников древности, хранящихся в них, ничем не обращают на себя внимания».